Набор иллюстраций к популярным публикациям по экономике представляется скудным. Кроме диаграмм и графиков — портрет автора, фото производства (если в тему) и стандартные символические картинки: банкноты, монеты, менеджеры в галстуках… Однако редакция всероссийского журнала «ЭКО» нашла и практикует нетривиальный подход.
В Доме ученых СО РАН к 50-летию журнала открылась выставка художников Сергея Мосиенко и Виктора Мочалова — не единственных, но самобытных и постоянных иллюстраторов публикаций этого издания, которое его нынешний главный редактор академик Валерий Анатольевич Крюков назвал «продуктом Академгородка». Соответственно, без академгородковской иронии здесь обойтись никак не могло. «Художник умеет трансформировать наш язык, язык цифр и схем, в яркие и убедительные образы, — сказал экономист. — Случаются настоящие находки: так, например, на обложке номера по Дальнему Востоку появилась гравюра Хокусая с Приморским краем, уплывающим в сторону восходящего солнца». Второй пример Валерия Крюкова тоже связан со светилом, которое глотает крокодил — так Виктор Мочалов изобразил ресурсную политику российских корпораций в хищнически «осваиваемых» регионах.
Председатель совета Дома ученых СО РАН академик Сергей Владимирович Алексеенко сравнил карикатуры-иллюстрации «ЭКО» с теми, что в советские времена публиковал сатирический журнал «Крокодил» (в частности, с работами Кукрыниксов). «Все рисунки художников нашего журнала очень лаконичны, но раскрывают суть экономических, социальных, исторических и иных явлений, — поделился ученый, — по ним читатель предвидит, а потом запоминает содержание статей».
Слово «исторический» прозвучало неслучайно. Карикатуры художников «ЭКО» отображают темы номеров и публикаций журнала, а через них — переломные моменты экономической (и не только) жизни страны. Вот, например, 1980-е годы: на рисунке Сергея Мосиенко видим крейсер с узнаваемым трехтрубным силуэтом, но на носу написано не «Аврора», а «Перестройка», и в атаку корабль идет под громовое «По догмам — огонь!» Лесная птичка кормит кукушонка при надписи «Ни рубля в фонды вышестоящей организации!» — предприятия переходят на хозрасчет (кто не помнит, это попытка включения в плановую экономику механизмов рыночного обмена). А вот девяностые. Необходимость военной реформы подчеркивает портрет бравого воина, носящего одновременно фуражку и буденовку. Сближение со США: с российской стороны паровозик пытается по спичкам перебраться через Берингов пролив.
А что рисуют для «ЭКО» сегодня? К прогнозу развития технологий прилагается футуристический звездолет в форме балалайки. Робот, подписывающий множество бумаг, — рисунок на тему управления в цифровой экономике (кажется, именно так оно и осуществляется). В будущее заглядывают не только авторы статей, но и художники. Так, за полтора года до ковида на обложке журнала появились врачи, транспортирующие на носилках забинтованную эскулапову змею, и диагноз отечественному здравоохранению — болевой синдром. Не Минздрав предупреждал — его предупреждали.
Впрочем, воздержусь от дальнейшего пересказа карикатур «ЭКО». Это уже другой жанр, а выставка в зимнем саду Дома ученых работает до 14 декабря: бесплатно и без ограничений. Кто сможет — приходите, только маску не забудьте.
Андрей Соболевский
Иллюстрация их журнала «ЭКО»