«Под волевой регуляцией подразумевается способность и возможность человека контролировать свое поведение, чувства и мысли ради определенной цели или в силу следования общепринятым правилам, подавляя при этом нежелательные, спонтанные, порой очень сильные стремления, например — схватить что-либо недозволенное (классический тест на волевую регуляцию: ребенка спрашивают, хочет ли он одну конфету сейчас или две позже). Сюда также относится и способность ребенка контролировать эмоции, демонстрировать социально приемлемое поведение», — рассказала главный научный сотрудник НИИФФМ, заведующая сектором «Индивидуальные особенности развития детей» доктор психологических наук и кандидат медицинских наук Елена Романовна Слободская.
По словам Елены Слободской, в некоторых странах (например, в Новой Зеландии) проводилось изучение здоровья и благополучия в больших выборках, когда одна когорта наблюдалась в течение 30—40 лет, и у специалистов была возможность неоднократно оценить значимые показатели развития людей за этот период. Благодаря подобным продолжительным исследованиям ученые получили эмпирические сведения о том, что психические проблемы, возникающие в первые годы жизни (с трех до десяти лет), связаны с важными показателями развития человека во взрослом возрасте. Например, психическое и физическое здоровье, уровень достатка, профессиональный успех и другие итоги развития можно частично спрогнозировать по уровню саморегуляции у ребенка.
Работа сотрудников НИИФФМ во многом воспроизводит результаты, полученные в мире (особенно в США и Европе): у новосибирских детей волевая регуляция также связана с психическим здоровьем и успеваемостью в школе и является фактором защиты от распространенных поведенческих и эмоциональных проблем.
Исследование охватило около двух тысяч детей в возрасте от 2 до 18 лет. Для сбора данных новосибирские специалисты использовали стандартные формы с готовыми вопросами и шкалами. Совсем маленьких детей оценивали родители, постарше — еще и педагоги, а с 11-летнего возраста ребята могли сами отвечать на вопросы. При этом ученые собирали и дополнительные данные (например, информацию из школьных журналов), соблюдая все этические принципы.
Новосибирские ученые получили один точечный результат. Разбив выборку по уровню достатка, исследователи обнаружили, что в семьях с доходом выше среднего уровень самоконтроля у детей с возрастом растет, а в группе с низким уровнем дохода волевая регуляция у старших ребят оказывается ниже, чем у младших. Елена Слободская подчеркнула, что, несмотря на небольшую корреляцию (всего пять сотых), эффект является социально значимым и показательным для региона в целом. «Из житейского опыта мы знаем, что способность сдерживать нежелательное поведение феноменально возрастает с 3 до 18 лет, это называется взрослением. Но наши опросники показали, что траектория развития может зависеть от особенностей семьи», — сказала она.
Елена Слободская уточнила, что полученную информацию можно интерпретировать и использовать как в интересах родителей и педагогов при создании рекомендаций по воспитанию, так и в более широких масштабах, например при формировании программ раннего вмешательства.
Программы раннего вмешательства — это комплекс образовательных, психологических и медицинских услуг для детей до трех лет, имеющих либо диагностированные психические нарушения, либо высокий биологический или социальный риск их возникновения. В развитых странах на данные опросников и проверочных шкал опираются для помощи таким детям и оптимизации их развития.
«Есть надежда, что и в нашей стране будут сформированы специализированные программы, позволяющие ребенку реализовать потенциал самоконтроля настолько, насколько это возможно. Стоит отметить, что российских данных по проблемам психического здоровья детей не было, а сейчас мы ими располагаем — на примере новосибирской выборки», — подчеркнула Елена Слободская.
Работа «Волевая регуляция в детском возрасте: развитие и связь с благополучием и проблемами психического здоровья» выполняется по гранту РНФ № 16-18-00003.
Юлия Клюшникова
Фото с сайта pixabay.com