Красноярск. Перезагрузка

Президиум Сибирского отделения РАН обсудил программу развития и реорганизации Красноярского научного центра СО РАН.

Василий ШабановКНЦ создавался и действует как мультидисциплинарный научный центр, но два магистральных направления исследований были особо выделены его руководителем, академиком Василием Филипповичем Шабановым. Первое можно условно назвать «космоинформатикой»: это фундаментальные и прикладные разработки, связанные с исследованиями космоса, орбитально-земными технологиями и коммуникациями. Прорыв в этой отрасли ожидается во многом за счет обновления элементной базы: использования фотонных кристаллов, СВЧ-фильтров, материалов и устройств спинтроники. Ряд разработок красноярцев уже используется в промышленности — например, для повышения точности и надёжности системы ГЛОНАСС, космические и наземные комплексы для которой выпускает ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнёва». Кроме связи и геонавигации, результаты работы институтов КНЦ СО РАН находят применение в мониторинге земной поверхности и атмосферных потоков, в лесном и аграрном картировании.

Второе магистральное направление красноярской науки — биомедицинское, хотя и оно имеет точки соприкосновения с информационно-космическим. Речь идёт о хорошо известных комплексах замкнутого цикла «БИОС», созданных в Институте биофизики СО РАН под руководством академика Андрея Георгиевича Дегерменджи. Сегодня работа идёт над новым поколением таких систем вкупе с выведением сортов «космических» растительных культур. Полный цикл доклинических и клинических испытаний прошли биополимеры, основа для растворимых медицинских изделий. Обнаружен противоопухолевый эффект применения никелевых нанодисков во вращающемся магнитном поле, идут работы по созданию приборов и методов для биомедицинской визуализации, диагностики, телеметрии, материалов и инструментов для хирургии. И на этом направлении междисциплинарность играет ключевую роль: так, изучение полиненасыщенных жирных кислот омега-3 — протекторов сердечно-сосудистых заболеваний — важно для космических (системы жизнеобеспечения), аграрных (кормовые добавки), экологических (охрана и управление  продукцией экосистем) и, разумеется, медицинских приложений.

Рабочая группа ФАНО России по региональным научным центрам и отделениям составила их рейтинг. Красноярск вышел на пятое место из 23-х. КНЦ СО РАН — это не только свыше 700 научных сотрудников, но и инфраструктурный комплекс, включающий в себя, прежде всего, центры коллективного пользования: оптический, радиоспектроскопический, химический, хроматографический, мониторинговый, радиационный, молекулярно-генетический… КНЦ — это  земли, здания, предприятие ЖКХ, Дом учёных, больница, детский сад… «Это очень важный момент, — отметил при обсуждении программы академик Валентин Николаевич Пармон, — что у Красноярского центра есть единое хозяйство».

Александр Асеев, Александр Донченко (слева направо)2015 год становится годом реструктуризации сети научных организаций России, которую Валентин Пармон назвал «процессом не совсем добровольным»… Но неизбежным. Перемены суждены и территориальным центрам. Академик В. Шабанов рассказал о вариантах, предлагаемых извне — либо влить институты КНЦ в структуру работающего в Красноярске Сибирского федерального университета (СФУ), либо преобразовать научный центр в чисто региональный, финансируемый из краевого, а не национального бюджета и ориентированный на  решение, прежде всего, прикладных проблем. «Как результат, это потеря фундаментальной науки», — предположил академик. Идею слияния с СФУ поддерживает новый губернатор Красноярского края Виктор Александрович Толоконский, но это не единственный крупный вуз региона: из 36 базовых кафедр КНЦ СО РАН к этому университету относятся только 12, ровно треть. А в составе академического центра, в свою очередь, есть весьма специфические организации, далёкие от того, что делается в  вузовских стенах: сельскохозяйственные или из прежней РАМН. «Наш Институт медицинских проблем Севера позиционируется как институт, прежде всего, этнической медицины», — напомнил заместитель председателя СО РАН академик Любомир Иванович Афтанас. У ИМПС есть свой коечный фонд, лицензии, финансирование из нескольких источников. В университете подобные образования могут вызвать, выражаясь по-врачебному, «реакцию отторжения». При этом, как считает председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев, «отгородиться от СФУ полностью не удастся. Нужно работать сообща и добиваться результатов».

Коллективы 8 институтов КНЦ СО РАН (из 10) поддержали идею их вхождения в единую мощную структуру — Федеральное государственное автономное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр (ФИЦ) «Красноярский научный центр СО РАН» — на правах обособленных подразделений, с сохранением своих названий (известных в мировом сообществе), дирекций, бухгалтерий, а главное — научных школ, наработок и перспектив. Проект получил первоначальное одобрение ФАНО России. В общем виде он устроил и некоторые Объединённые учёные советы СО РАН.  «Научное руководство со стороны Сибирского отделения останется железно», — заверил В.Ф. Шабанов. «Мы ситуацию хорошо знаем и следим за развитием событий, — сказал председатель ОУС по биологическим наукам академик Валентин Викторович Власов. — На первый взгляд это выглядит несколько  странно, но возможности откладывать решение вопроса исчерпаны». Заместитель председателя СО РАН по сельхознаукам академик Александр Семёнович Донченко предложил включить в ФИЦ, на правах филиалов, аграрные институты Хакасии и Тувы.

Любомир Афтанас, Александр Асеев (слева направо)Академик В. Шабанов перечислил преимущества слияния институтов КНЦ СО РАН в федеральный суперцентр, главное из которых — «объединение кадрового потенциала и научно-технологической инфраструктуры для решения стратегической задачи: получения фундаментальных научных результатов мирового уровня и их использования при разработке технологий для космических и земных приложений». Красноярские учёные трезво видят и риски. Если сильные и не очень сильные организации станут единым целым, у них могут снизиться общие наукометрические показатели; некоторые институты стали, без преувеличения, брэндами в научном мире, которые теперь растворятся в ФИЦ; наконец, объединение способно повлечь некоторое сокращение административно-управленческого и  технического персонала.

«Перестройка оправдана только при длинновекторной программе развития», — считает Любомир Афтанас. Его коллеги по Президиуму СО РАН предложили найти комбинированный вариант реструктуризации, при котором институты-лидеры сохранили бы юридическую самостоятельность и научные «брэнды», а остальные бы вошли в состав ФИЦ.

«Нам нужно распутать клубок, а не разрубить его», — резюмировал председатель СО РАН академик Асеев.

Андрей Соболевский

Фото автора